2007/06/18

Un articol despre CFE Treaty

http://www.globalaffairs.ru/articles/7654.html

«Россия оказалась в абсурдном положении»
Россия не удовлетворена результатами созванной по ее инициативе чрезвычайной конференции стран - участниц Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), завершившейся 15 июня в Вене. Ее участникам так и не удалось принять заключительный документ. Тем не менее глава российской делегации, директор департамента российского МИД по вопросам безопасности и разоружения Анатолий Антонов сказал, что не считает такой результат «трагедией» и российские предложения «остаются на столе переговоров».
Москва предложила партнерам план из шести пунктов, нацеленный на восстановление жизнеспособности ДОВСЕ. Предложения включали возвращение Латвии, Литвы и Эстонии в договорное поле ДОВСЕ - эти прибалтийские страны уже находятся в НАТО, но ограничений на вооружения не имеют. Москва предлагала также снизить разрешенные для стран НАТО пороговые уровни вооружений для компенсации военного потенциала, приобретенного альянсом в результате расширения, принять политическое решение об отмене фланговых ограничений для России, определить понятие «существенные боевые силы». "Но нас не услышали, продолжали увещевать и давить, спекулируя на нашей заинтересованности в конструктивном сотрудничестве со всеми странами в Европе, включая меры доверия и контроля над вооружениями, - сказал российский представитель - Впечатление таково, что некоторым странам НАТО адаптированный ДОВСЕ просто не нужен".
О перспективах ДОВСЕ спецкору «Времени новостей» Катерине Лабецкой рассказал руководитель Центра по международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН, член-корреспондент РАН Алексей Арбатов.
- Все выдвинутые Россией условия вполне конструктивны, но я бы их дополнил. Если Запад хочет спасти ДОВСЕ и продлить жизнь системе безопасности и транспарентности в области обычных вооружений, то он обязан их принять. Однако наша бюрократическая система проявила в очередной раз свою консервативность, подойдя к проблеме с ведомственной точки зрения.
- Что же произошло по вине российской бюрократии?
- НАТО увязывает с ратификацией адаптированного ДОВСЕ выполнение Россией стамбульских договоренностей, касающихся вывода войск из Грузии и Приднестровья, но прямо в адаптированный ДОВСЕ не входящих. Россия могла бы дать гарантии в течение года выполнить договоренности с Грузией о выводе своих баз и решить вопрос о присутствии своих войск в Приднестровье. А за это, во-первых, получить гарантию НАТО, что параллельно в течение этого же года все его члены, участвующие в ДОВСЕ, ратифицируют адаптированный договор, а неучаствующие (прежде всего три государства Балтии) к нему присоединятся. И, во-вторых, принять решение о дальнейшем сокращении как минимум на 50% национальных и территориальных квот стран - членов альянса. Установленные для них адаптированным ДОВСЕ потолки чудовищно велики и годятся лишь для большой войны в Европе. А мы исходим из того, что Европа станет континентом, где не существует ни опасности, ни возможности войны. Параллельно надо продвигаться к созданию объединенных сил корпуса быстрого реагирования Россия-НАТО.
- Что означает предложение разработать понятие «существенных боевых сил»?
- Россия требует уточнения этого положения по количеству сил, их составу и времени пребывания, дабы под видом маневров не было крупной передислокации войск.
- А нужен ли в наше время ДОВСЕ, регулирующий обычные вооруженные силы? И кому объективно выгоден этот договор?
- Есть два ДОВСЕ. Первый - базовый, заключенный в 1990 году между Организацией Варшавского договора (ОВД) и НАТО. После распада ОВД вместо коллективных потолков установили квоты для отдельных стран, входивших в ОВД, для бывших советских республик, ставших независимыми государствами, и отдельных стран НАТО. В 1999 году был принят адаптированный ДОВСЕ, установивший другие принципы ограничения вооруженных сил.
Но поскольку второй ДОВСЕ адаптировали и ратифицировали только Россия, Казахстан, Украина и Белоруссия и не ратифицировало ни одно государство НАТО, Россия оказалась в абсурдном положении. Имея значительное отставание от НАТО по всем категориям обычных вооружений, Россия соблюдала и базовый ДОВСЕ 1990 года, ибо новый не вступил в силу, и новый, поскольку она его ратифицировала. И по юридической логике она его не должна нарушать. А НАТО соблюдает только базовый договор, который уже никак не ограничивает альянс, ибо нет разделения Европы на блоки, а бывшие союзники СССР по ОВД и некоторые бывшие республики СССР уже вошли или подали заявки в НАТО. Поэтому Россия и настаивает на ратификации адаптированного ДОВСЕ. Ведь он восстанавливает для каждого государства национальные и территориальные квоты, ограничивающие возможность передислокации туда сил НАТО. В связи с расширением блока на восток для России это особенно важно. Россия во втором ДОВСЕ заинтересована больше, чем НАТО. В первом договоре Россия мало заинтересована, ибо он Россию кое в чем ограничивает, а НАТО не ограничивает вообще.
- Так на какой из двух договоров Россия ввела мораторий?
- Наша позиция детально не разъяснена. Но, судя по всему, она распространяется на ратифицированный Россией адаптированный ДОВСЕ 1999 года.

Peter Balacz la Chisinau (I)

Cred ca una unul din cele mai discutate subiecte este cel al victoriei lui Chirtoaca in fata lui Iordan si implicit asupra PCRM-ului (?). Eu insa nu am crezut lui victoria lui dorin Chirtoaca si nici macar nu-l vedeam in turul doi asa ca o sa las analiza alegerilor pentru Ion Marandici care a ghicit victoria lui Chirtoaca ;)

La Chisinau, la invitatia Asociatiei pentru Politica Externa, a sosit Peter Balacz, fost negociator sef al echipei Ungariei cu UE, fost Comisar European. Ca sa fac o paranteza vreau sa mentionez ca acest proiect promovat de noi aici la Asociatie este cea mai placuta activitate pentru mine, caci o zi petrecuta cu un asemenea om iti permite sa intelegi multe dedesubturi din UE. Si cred ca acest program este unul de folos pentru un spectru larg de oameni. Interviurile cu el pot fi gasite zilele urmatoare pe www.europa.md , www.moldova-suverana.md plus BBC si citeva televiziuni.

Despre Moldova a spus ca nu stie cind ar putea deveni membra aa UE dar ca e bine ca avem acest scop ( sa speram ca-l avem) si asta nu ne incurca sa armonizam legislatia noastra cu cea europeana, sa indeplinim Planul de Actiuni etc. A mentionat si colaborarea regionala pe care o considera una foarte importanta (exemplul grupului Vishegrad sau a intrarii in zona Schengen, la insistenta tarilor nordice Suedia, Danemarca si Finlanda, a Norvegiei si Islandei). Ceva timp in urma cineva spunea ca nu este intimplator ca Ferenc Banfi, Kalman Miszei si Centru Comun de Vize au un punct comun: Ungaria si motivul este ca Ungaria nu vrea o Romanie Mare. Profesorul Balacz a mentionat insa ca relatiile dintr Romania si Ungaria sunt acum foarte bune si ca nu exista nici un motiv de ingrijorare din acest punct de vedere. Eu de asemenea am aceeasi parere si cred ca cu toate ca relatiile dintre Romania si Moldova sunt destul de tensionate situatia de mai sus nu poate fi interpretata ca un act antiromanesc.

Voronin a plecat la Bruxelles si Luxembourg. E straniu ca a plecat el in locul lui Tarlev sau al lui Stratan cum era normal sa fie. Totusi pina acum nu avem informatii decit cele oficiale sarace in continut.